«Электронный талон» и «ОССиГ»: как будут отслеживать перемещение строительного мусора
Ежегодно в Московском регионе образуется около 50 миллионов кубических метров отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ) – 46% от всего количества мусора. Приблизительно половину из них размещают на территории Подмосковья.
Строительные отходы в Московской Области
Большая часть таких отходов является ценными вторичными ресурсами – это бетон, кирпич, стекло, лом черных и цветных металлов. Однако зачастую их отправляют на стихийные свалки.
С 1 марта 2021 года в регионе вступил в силу новый Порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, утвержденный распоряжением Минэкологии Московской области от 25.02.2021 № 134-РМ (далее – Порядок обращения с ОССиГ).
Согласно нему с 1 июня перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения на территории Московской области будет осуществляться исключительно юридическими лицами и ИП на основании разрешения, выданного Минэкологии Подмосковья.
Цель введения системы отслеживания
Москва и Подмосковье будут сотрудничать в сфере обращения с отходами сноса, строительства и грунтов – ранее стороны подписали соответствующее соглашение. Документом определяется механизм взаимодействия в сфере сбора, перемещения и переработки строительных отходов. Речь идет и об интеграции автоматизированных систем учета.
Конечной целью является создание цивилизованной системы обращения с отходами и борьба с незаконными свалками строительного мусора.
Как будут работать системы учета
Автоматизированные системы учета заработают следующим образом: количество отходов будет отражаться в системе «ОССиГ», а перевозить мусор водители смогут только при наличии электронных талонов. Таким образом система обращения станет полностью прозрачной и управляемой, считают в Минэкологии.
«Разработана четкая система взаимодействия: департамент строительства выдает разрешения на перемещение отходов только на разрешенные площадки, а Минэкологии ведет реестр объектов переработки и размещения», – говорится в сообщении ведомства.
Когда заработают системы
Систему электронных талонов намерены ввести с 1 июня текущего года. С этого момента все транспортные средства, перевозящие строительные отходы, внесут в единую базу данных, а водителей обяжут иметь электронный талон. Отслеживать перемещения машин будут с помощью систем видеонаблюдения.
В настоящее время в регионе создается необходимая инфраструктура. В первую очередь речь идет о легальных площадках приема фракций строительных отходов: металла, дерева, стекла, грунта и не только. Эти площадки получат лицензию. На них будут предусмотрены все технологии для переработки отходов.
Из строительного мусора будут выделять полезные фракции, которые отправят на дальнейшую переработку, например, на стекольные заводы или переплавку. Ряд переработанных отходов вновь запустят в производство, в том числе для подсыпки дорог.
Штрафы за нарушения
По данным регионального Минэкологии, ежегодно фиксируется рост числа правонарушений, выраженных в несанкционированном сбросе ОССиГ. В связи с этим в Мособлдуму внесен законопроект, предусматривающий меры административного наказания за нарушение Порядка обращения с ОССиГ. Соответствующий документ включен в повестку заседания Думы 27 мая.
«Ответственность за нарушение Порядка обращения с ОССиГ будет предусмотрена в Кодексе Московской области об административных правонарушениях и вводится в действие с 1 сентября 2021 года», – сообщили в Минэкологии.
За нарушение Порядка обращения с ОССиГ штраф для граждан может составить от трех до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц – от 15 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей.
Эти меры позволят пресечь несанкционированные перемещения строительного мусора и попытки организовать незаконные свалки.